Прежняя версия сайта с информацией, актуальной до 23.11.2020, доступна по ссылке http://old-donetsk-ro.donland.ru/

Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Региональные порталы Карта сайта Вход

Администрация города Донецка Ростовской области

Возвращаем деньги за некачественный товар: инструкция

16 ноября 2021
15
0

Лопнула подошва на обуви, слез рисунок с любимой кружки или расползалась обивка на диване? Не спешите расстраиваться. В большинстве случаев товар с производственным браком можно вернуть, даже когда гарантия закончилась. Если прошло меньше двух лет после покупки, сделать это совсем несложно. Нужно только провести экспертизу, которая подтвердит, что недостатки проявились не по вашей вине. Рассказываем, чем гарантийный срок отличается от срока службы. И как вернуть некачественный товар, если его купили почти десять лет назад.

По общему правилу потребитель может вернуть деньги за некачественный товар, если недостатки обнаружились в течение гарантийного срока или срока годности (п.1ст. 19 закона «О защите прав потребителей»).

Гарантийный срок— время, в которое товар точно должен быть качественным. То есть соответствовать тем целям, для которых его обычно покупают (п.2ст.470 и п.2ст.469 ГК). Такие сроки устанавливаются, к примеру, на технику, одежду и обувь.

Срок годности — период, после окончания которого считается, что товар нельзя использовать по назначению (п.4ст.5закона «О защите прав потребителей»). Подразумевается, что товар без гарантии не навредит потребителю, а вот просроченный — может. Сроки годности устанавливаются на продукты питания, косметику, бытовую химию и другие вещи, которые могут испортиться. При этом получить деньги обратно можно, даже когда гарантия уже закончилась.

Все зависит от того, когда проявился недостаток: в течение двух лет после покупки или во время срока службы товара. Сроки службы устанавливаются на товары длительного использования. В это время изготовитель гарантирует, что товар будет работать, и соглашается нести ответственность за существенные недостатки (п. 1-3ст. 5закона «О защите прав потребителей»). Обычно на товары устанавливаются и гарантия, и срок службы. Так, гарантия на телевизор Samsun— 1 год, а срок его службы — 5 лет. Во время гарантии у потребителя больше прав: вернуть некачественный товар гораздо проще.

Для техники действуют особые правила. Заменить ее на качественную или добиться возврата денег получится в течение 15 дней после получения товара на руки. А в этой статье поговорим о возврате других категорий товаров.

Когда прошло меньше двух лет с покупки:

Если потребитель в течение двух лет после покупки товара обнаружил в нем недостатки, вернуть товар можно, даже если гарантия уже закончилась (п.5ст.19закона «О защите прав потребителей»).

Для этого нужно доказать, что «недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента».

 

Вместо возврата денег за товар можно попросить:

·         заменить товар на точно такой же;

·        заменить товар на другой с перерасчетом цены;

·        уменьшить цену;

·        немедленно и бесплатно починить товар или возместить траты на ремонт в другом месте (п.1ст. 18 закона «О защите прав потребителей»).

·        Любое из этих требований можно предъявить к продавцу или к изготовителю товара. Два года нужно отсчитывать с того момента, как покупатель получил товар на руки.

 

Когда прошло больше двух лет с покупки

Если прошло больше двух лет, потребитель может требовать только устранения существенных недостатков (п. 6ст. 19закона «О защите прав потребителей»). Доказать нужно то же самое: что они появились «до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента».

Право на такой ремонт сохраняется:

·         в течение срока службы товара;

·         если такого срока нет, то в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.

В двух случаях у покупателя возникают право на компенсацию расходов за ремонт в другом месте, на замену товара таким же качественным и на возврат денег:

·         требование о ремонте не удовлетворили за 20 дней;

·         недостаток оказался неустранимым — починить товар нельзя.

Конечно, предъявить можно только одно требование из трех. Претензию нужно направлять не продавцу, а изготовителю, уполномоченной им организации или импортеру.

Существенный недостаток не позволяет использовать товар по назначению. Чтобы недостаток характеризовался как существенный, нужно, чтобы:

·        его нельзя было устранить — как раз такой дает право на возврат денег;

·        ремонт был слишком дорогим — его цена приближалась к стоимости товара, превышала ее или выгоду, которую можно получить от использования товара;

·        ремонт был слишком долгим — больше 45 дней;

·        недостаток проявлялся больше одного раза;

·        проблемы возвращались после ремонта (п. 13 постановления Пленума Верховного суда от 28 июня 2012 года № 17).

Существенным недостаток делает хотя бы одно из этих обстоятельств.

Для сезонных товаров срок службы исчисляется с момента наступления соответствующего сезона. Срок службы шубы, которую купили летом, исчисляется не с даты покупки, а с наступления первой зимы. Причем не календарной, а «юридической». Сезоны каждый регион устанавливает самостоятельно в зависимости от особенностей климата (п.2ст.19 закона «О защите прав потребителей»).

20 дней, которые закон отводит на ремонт в этом случае, изготовитель или импортер не может продлить самостоятельно. Даже если починить товар в такие сроки объективно невозможно. Допустим, когда надо ждать запчасти из-за рубежа. Но потребитель может согласиться на продление ремонтного срока до 45 дней. Отсрочить дедлайн на починку еще больше не получится. Правда, у изготовителей и импортеров обычно есть и детали, и квалифицированные специалисты. Поэтому в 20 дней уложиться вполне реально.

П.6 ст.19 закона «О защите прав потребителей» можно применить не только к одежде, обуви, мебели и другим некрупным покупкам.

 

  • Возвращаем деньги за некачественный товар: инструкция